Мы используем cookie-файлы
Хорошо

Особенности рынка электронной коммерции и онлайн-платежей в Кыргызстане

Для начала необходимо уточнить термины: электронную коммерцию не следует путать с электронным бизнесом. Электронная коммерция – это процесс продажи и покупки товаров и услуг в интернете. Электронный бизнес – это различные формы технологий и информационных систем, необходимых для автоматизации управления компанией.

Что такое электронная коммерция?

Электронная коммерция – молодая отрасль, первоначально она воспроизводила методы традиционной торговли, перенося их в онлайн-среду. До сих пор иногда по отношению к ней используется термин «онлайн-торговля». Большими темпами электронная коммерция начала развиваться в прошлом десятилетии, когда в мире появилось достаточное количество пользователей, готовых делать покупки в интернете. Это повлекло за собой создание специфической инфраструктуры (интернет-магазинов, систем электронных платежей), а также бизнес-процессов, позволяющих выбирать товары и услуги, оплачивать их и осуществлять доставку к конечному пользователю. Пандемийные ограничения еще больше стимулировали развитие всех форм электронной коммерции и сформировали прочную привычку покупать онлайн. За последние 10 лет глобальный рынок электронной коммерции вырос в 5 раз и в 2022 году достиг объема более 6 триллиона долларов. По всему миру в электронной коммерции задействованы более 2 миллиардов человек.

Типы электронной коммерции

Основные типы электронной коммерции:

  • B2C – продажа товаров и услуг частным лицам. Например, продажа товаров в интернет-магазине;
  • B2B – продажа товаров и услуг между компаниями. Например, оптовые закупки;
  • С2С – продажа товаров и услуг между частными лицами. Например, через сайты объявлений;
  • Другие виды деятельности. Например, сборы за государственные и муниципальные услуги.
решение для e-commerce от freedom pay

Развитие электронной коммерции в Кыргызстане

В Кыргызстане рынок e-commerce стал заметен с 2017 года, и сейчас находится в фазе активного роста, темпы которого значительно превышают общемировой уровень. В 2022 году при росте глобального рынка на 13% рынок Кыргызстана вырос на 19% и достиг объема 150-160 млн. долларов. Ожидается, что в 2023 году рынок Кыргызстане вырастет на 25%.

Самые популярные товарные категории в электронной коммерции Кыргызстана:
  • товары для дома и электротовары;
  • одежда и обувь;
  • красота и здоровье;
  • продукты питания и товары первой необходимости;
  • книги.

При этом стоит отметить, что по прибыльности на одного покупателя в топ выходят следующие категории:

  • продукты питания;
  • здоровье и красота;
  • одежда и обувь;

Перспективы и тенденции развития e-commerce в Кыргызстане.

Сильные стороны электронной коммерции в Кыргызстане
У электронной коммерции в Кыргызстане есть свои сильные стороны:
  1. Высокая доля проникновения интернета и смартфонов. По данным Ассоциации электронной коммерции, количество пользователей интернет-услуг достигло 5 миллионов при общем количестве жителей страны 7 миллионов человек.
  2. Хорошее развитие социальных сетей и мессенджеров для рекламы товаров и услуг.
  3. Разнообразие продуктового предложения, особенно в таких товарных категориях как гаджеты, одежда и обувь, книги, косметика. Площадки с более разнообразным каталогом обычно доминируют на рынке.

Слабые стороны электронной коммерции в Кыргызстане
У электронной коммерции в Кыргызстане есть свои слабые стороны:
  1. Недостаточное доверие пользователей к онлайн-покупкам, в частности, доверие к защищенности электронных платежей.
  2. Недостаточная развитость логистической инфраструктуры и доставки, в частности курьерской доставки, постаматов и других сервисов получения товара.
  3. Недостаточная клиентоцентричность интернет-магазинов и сайтов. Требуется усиление фокуса на удобстве пользователя и «бесшовности» процессов при выборе и сравнении товаров, а также онлайн оплате.

Развитие платежных методов в Кыргызстане

Пока в Кыргызстане значительная доля онлайн-покупок все еще оплачивается наличными. Если на глобальном рынке доля наличных не превышает 5%, то в Кыргызстане эта доля достигает 59%. Далее по степени популярности идут следующие платежные методы:.
  • oплата с банковских счетов, часто из мобильных приложений – 21%;
  • oплата с банковских карт, в том числе бесконтактная оплата со смартфонов – 10%;
  • oплата с электронных кошельков – 6%.

Ожидается, что по мере роста доверия к безналичной оплате и снижения доли наличных платежей распределение между платежными методами в Кыргызстане будет сравнимо с тем, что наблюдается в Европе и Северной Америке, где карты и электронные кошельки являются самыми популярными способами платежей, имеющими примерно равную долю. Это также подтверждается тем фактом, что у 60% населения страны есть банковские карты, а у 77% жителей открыты электронные кошельки.

Платежные решения для электронной коммерции

Прежде чем подключать онлайн-платежи, компании необходимо понять свою целевую аудиторию и ее потребности, ведь у всех платежных методов есть свои преимущества:

  • банковские карты – один из самых популярных методов оплаты. Его наличие на сайте означает, что компания крепко стоит на ногах и настроена на долгосрочное развитие. Банковскими картами пользователи могут совершать покупки с любой точки мира. Для этого нужно подключить не только локальные, но и международные карты;
  • бесконтактная оплата будет оценена пользователями, которые привыкли экономить время и оплачивать покупки в несколько кликов. Бесконтактная оплата со смартфона позволяет выбирать уже сохраненную карту и не вводить платежные данные;
  • электронные и мобильные кошельки – аналог банковским картам. С помощью электронных и мобильных кошельков пользователи могут оплачивать разного рода платежи;
  • терминалы и банкоматы – оплата через терминалы или банкоматы для некоторых онлайн-компаний остается актуальной с учетом высокой доли платежей наличными.

Для более широкой аудитории целесообразно подключить несколько платежных методов, при этом следует рассмотреть платежные сервисы, которые работают одновременно с несколькими банками. Зачастую его называют «мультиэквайринг». В случае возникновения в банке технической проблемы и возникают проблемы с проведением платежей, он автоматически перенаправляется в другой банк. Это особо важно для крупных покупателей, так как это предотвращает потерю заказов и улучшает конверсию в успешные платежи.

Чтобы улучшить впечатления пользователей от интернет-магазина или сайта, следует потратить время на то, чтобы исследовать клиентский путь, который может улучшить конверсию в продажи даже без изменения других параметров. Например, существуют различные варианты встраивания платежей в процесс покупки, в виде платежной страницы или всплывающего окна. Важно, чтобы все платежные формы были адаптированы для всех типов девайсов.

Для того чтобы увеличить эффективность электронной коммерции, существуют дополнительные платежные опции:

  • можно настроить автоматические регулярные платежи, или платежи по подписке. Таким образом, покупатели экономят время и усилия, один раз согласившись с суммой и графиком платежей. А продавец будет получать регулярные платежи, пока покупатель не отключит эту механику;
  • для индивидуальной работы с покупателями можно использовать технологию выставления счетов с помощью генерации QR-кода, который направляется клиентам в мессенджеры или по e-mail. Разместить QR-код можно как и в самом магазине, так и на сайте или на странице в соц. сетях, тем самым покупатели могут оплачивать покупки бесконтактно.
Рынок электронной коммерции Кыргызстана имеет очень большой потенциал. Ожидается, что за следующие 5 лет он вырастит более чем в 3,5 раза. При этом на рынке также быстро растет конкуренция и потребительские ожидания. По опросам, пользователи ожидают низкой цены и бесплатного возврата товаров, бесплатную доставку, простые и понятные вебсайты, круглосуточную поддержку на сайте, персонализацию, возможность совершать покупки через разные девайсы (приложения, десктопы и смартфоны), а также удобные платежные сервисы и разнообразие методов оплаты. В связи с этим, ожидается значительное развитие платежных систем Кыргызстана.

Часто задаваемые вопросы

Логотип Freedom Pay
© 2024 Freedom Pay
Организация соответствует требованиям стандарта PCI DSS
Компания
Алматы, ул. Желтоксан 115, БЦ Кайсар Плаза, 2 этаж

Время работы: 10:00 - 19:00
Контакты
Профиль PayBox на GitHub
Linkedin FreedomPay
Ютуб FreedomPay
Telegram FreedomPay
Instagram FreedomPay
ApplePay для FreedomPay
GooglePay для FreedomPay
ApplePay для FreedomPay