Мы используем cookie-файлы
Хорошо

Особенности рынка электронной коммерции и онлайн-платежей в Узбекистане

Сущность электронной коммерции – продажа товаров и услуг в интернете. Рынок e-commerce Узбекистана еще относительно молод, но растет быстрыми темпами и имеет свои характерные особенности, о которых необходимо знать предпринимателям, стремящимся к развитию бизнеса в этой стране.

Участники и формы электронной коммерции в Узбекистане

Как и в других странах Центральной Азии, электронная коммерция в Узбекистане в последние несколько лет получила дополнительный импульс к развитию. Сегодня это быстро развивающаяся экосистема, включающая не только покупку и продажу товаров и услуг онлайн, но и смежные сферы деятельности и процессы: управление цепочками поставок, управление запасами, интернет-маркетинг, электронные платежи, онлайн-обработка транзакций, обмен и хранение электронных данных и многое другое. Субъекты электронной коммерции включают:


  • маркетплейсы;
  • онлайн-магазины;
  • различные b2b-сервисы;
  • сервисы продажи программного обеспечения;
  • финансовые сервисы;
  • курьерские службы;
  • транспортные и логистические компании;
  • рекламно-информационные сервисы и сервисы интернет-маркетинга.

Основные формы электронной коммерции:


  • B2C – продажа товаров и услуг частным лицам. Например, продажа товаров в интернет-магазине;
  • B2B – продажа товаров и услуг между компаниями. Например, оптовые закупки;
  • С2С – продажа товаров и услуг между частными лицами. Например, через сайты объявлений;
  • другие виды деятельности. Например, сборы за государственные и муниципальные услуги.

Развитие электронной коммерции в Узбекистане

По некоторым оценкам, рынок электронной коммерции Узбекистана вырос на 50% в 2022 году, и для этого есть несколько причин:


  1. Демографическая причина – наличие большого количества молодых людей в возрасте от 24 до 40 лет, которые являются ядром рынка электронной коммерции во всех странах. В частности, в Узбекистане в 2022 году 36% жителей делали покупки онлайн.
  2. Экономическая причина – рост экономики, поддерживающий растущий потребительский спрос. В 2022 году ВВП Узбекистана вырос на 5,7%.
  3. Технологическая причина – в странах Центральной Азии высокий уровень проникновение интернета (более 55%) и высокая доля владения смартфонами, что тоже усиливает импульс к развитию.
  4. Психологическая причина – пандемийные ограничения сыграли очень позитивную роль в развитии рынка электронной коммерции, большое количество людей приобрело устойчивую привычку делать покупки онлайн, и после снятия ограничений эта привычка осталась.

Самые популярные категории в самом большом секторе электронной коммерции Узбекистана – B2C: товары для дома и электротовары, одежда и обувь, красота и здоровье, продукты питания и товары первой необходимости, книги.

девушка оплачивает покупку на смартфоне

Государственная поддержка e-commerce в Узбекистане

Важной причиной быстрого роста рынка e-commerce является государственная поддержка и регулирование. В Узбекистане действует закон «Об электронной коммерции», определяющий основные понятия и участников отрасли, которые могут получать налоговые преференции. Понимая, что электронная коммерция является драйвером развития малого и среднего бизнеса, государство направляет усилия для решения инфраструктурных и логистических вопросов.

Перспективы электронной коммерции в Узбекистане

Преимущества электронной коммерции заключаются в том, что и покупатели, и продавцы экономят свое время. Теперь выбор товара или услуги и завершение сделки занимают значительно меньше времени, чем в традиционной торговле. Это значит, что все больше пользователей будут готовы покупать онлайн, тем самым давая толчок к росту новых участников рынка – продавцов и представителей смежных сфер. Ожидается, что в 2023 году рынок e-commerce в Узбекистане вырастет еще на 40%, что в 3 раза превышает среднемировой уровень.


Факторы, которые будут служить стимулом для развития электронной коммерции в ближайшие годы, следующие:

  1. Рост доверия пользователей. Платежеспособный спрос уже есть, а доверие пользователей к покупкам онлайн будет поддерживаться улучшением самих площадок с точки зрения юзабилити и клиентского пути, развитием программ лояльности и поощрения пользователей, простой и легкой интеграцией разнообразных платежей. Чем позитивнее будет опыт пользователей, тем больше их доверие онлайн-покупкам.
  2. Наличие большого количества игроков на рынке, что стимулирует конкуренцию, а значит и развитие.
  3. Развитие логистики, в том числе за счет специализированных игроков, а также омниканальности и гибридных форматов, например, когда выбрать товар можно будет в магазине с оплатой и доставкой через e-com и наоборот. Во всем этом онлайн-платежи будут играть ключевую роль, помогая выстраивать позитивное взаимодействие с покупателем.

Развитие платежных методов в Узбекистане

Вместе с ростом рынка электронной коммерции параллельно растут и онлайн платежи, ведь эффективность e-commerce стоит на двух китах – удобные и быстрые платежи и проработанные логистические процессы. Что касается онлайн-платежей, рынок стал более искушенным и предъявляет все новые требования:

  • наличие разнообразных методов платежей – локальные и международные карты, платежи в мессенджерах, бесконтактная оплата – чтобы можно было предлагать разные инструменты для разных целевых сегментов;
  • все больше внимание уделяется клиентскому опыту и «бесшовности» платежей на всем этапе клиентского пути;
  • простое подключение и управление платежами – никто уже не хочет заключать разные договоры на разные платежные методы, упрощение и желание подключать готовые комплексные решения преобладают;
  • рост платежной инфраструктуры – когда мы говорим про платежи, мы уже говорим не только про сам факт приема платежей онлайн, но и про дополнительные сервисы, которые помогают бизнесу: выставление счетов, регулярные платежи, сплитование, онлайн-фискализацию и т.д.

Платежные решения для электронной коммерции в Узбекистане

На данный момент среди платежных методов в Узбекистане первое место по-прежнему держат наличные – ими оплачивается более половины от всех покупок. Далее по популярности идут платежи с банковских счетов и карт, платежи с электронных кошельков и другие методы. В число последних входит прием платежей в мессенджере Telegram, который является самой популярной социальной платформой в стране.


Платежи в Telegram имеют очень хороший потенциал, поскольку убирают лишние переходы пользователя на сайт и позволяют быстрее «доводить» его до покупки непосредственно в самом мессенджере. Сами платежи осуществляются как с локальных карт HUMO и Uzcard, так и с международных карт Visa и Mastercard.


Помимо приема платежей в Узбекистане развиты платежные сервисы, позволяющие увеличивать эффективность онлайн-бизнеса, в частности, выставление индивидуальных счетов и регулярные платежи по графику. Для компаний, которым необходимо переводить деньги сотрудникам или клиентам, предусмотрены сервисы автоматического массовых выплат с корпоративного счета на карты частных лиц.

Проблемы в сфере электронной коммерции и платежей

Проблемы электронной коммерции связаны в основном с тем, что этот рынок еще довольно молод:

  1. Недостаточное доверие пользователей к онлайн-покупкам. Несмотря на то, что в стране более 10 миллионов активных пользователей, совершающих покупки в интернете, средний чек одной покупки составляет всего лишь 2 доллара, а сумма ежемесячных трат в интернете около 100 долларов. По мере развития рынка ожидается что, эта сумма вырастет в несколько раз.
  2. Отношение потребителей сказывается и на онлайн-платежах, которые по-прежнему конкурируют с наличными. Доверие к платежам будет расти при минимизации мошеннических операций и использовании современных технологий защиты персональных и платежных данных, таких как протокол 3D Secure и стандарты PCI DSS.
  3. Недостаточная развитость логистической инфраструктуры и доставки, в частности курьерской доставки, постаматов и других сервисов получения товара.
  4. Недостаточная клиентоцентричность интернет-магазинов и сайтов. Требуется усиление фокуса на удобстве пользователя и «бесшовности» процессов при выборе и сравнении товаров, а также онлайн оплате.
Рынок электронной коммерции Узбекистана имеет огромный потенциал. Предпринимателям, которые хотят построить успешный онлайн-бизнес, необходимо не только отслеживать текущее состояние рынка, но и думать о том, как отвечать на будущие тренды. В частности, одним из значимых трендов онлайн-шопинга является желание потребителей экономить онлайн по сравнению с традиционными магазинами. Поэтому будут развиваться такие форматы как покупка-продажа подержанных товаров, сервисы по обмену и аренде товаров. Чем более искушенным будет становиться потребитель, тем больше усилий потребуется для того, чтобы быстро адаптироваться к его ожиданиям.