Мы используем cookie-файлы
Хорошо

Особенности рынка электронной коммерции и онлайн-платежей в Казахстане

Электронная коммерция в Казахстане начала активно развиваться около 10 лет назад, и за это время рынок ecommerce достиг впечатляющих темпов роста. Согласно исследованию Global Data, международный рынок электронной коммерции за последние 10 лет вырос более чем в 5 раз, но после 2018 года темп роста замедлился. В 2022 году он составил 13%, что почти в 2 раза меньше, чем в Казахстане. При этом анализ рынка Казахстана показывает, что организация электронной коммерции в стране имеет свои особенности, которые будут рассмотрены ниже.

Развитие электронной коммерции в Казахстане

До пандемии рынок рос общемировыми темпами, примерно на 14% в год. Но уже в 2021 году, когда активно начали появляться различные форматы интернет коммерции в Казахстане, темп роста подскочил до 40%. В 2022 году онлайн бизнес в Казахстане продолжил активно развиваться и прирос на 25%, внося существенный вклад в рост ВВП страны. Прогнозируется, что в 2023 году рост немного уменьшится, но по-прежнему останется одним из самых высоких в мире, на уровне 22%.


Развитие электронной торговли, по данным исследования PWC, идет быстрыми темпами. Если в 2020 году количество заказов в рамках электронной торговли в Казахстане выросло на 20%, то в 2021 году – уже на 45%, а в 2022 году – на 33%. Средний чек в 2020 году вырос на 51%, так как потребители стали покупать онлайн не только товары первой необходимости, но и более дорогие товары и услуги. Однако, в последние два года динамика среднего чека стабилизировалась: в 2021 году рост составил 20%, а в 2022 году его не было.

девушка работает на ноутбуке

Что влияет на развитие рынка e-commerce в Казахстане

На развитие интернет бизнеса в Казахстане влияют следующие факторы:


1. Хорошее проникновение интернета (более 85%) и большая доля интернет-пользователей (более 17 млн. человек).


2. Большая доля молодого активного населения 25-35 лет, активно пользующего гаджетами и совершающая покупки онлайн.


3. Большое количество торговых площадок и возможностей для электронного бизнеса в Казахстане.


4. Рост экономики и доходов потребителей (ВВП на душу населения составляет более 11 тыс. долларов США).


Технологический, демографический и экономический факторы создают основные преимущества электронной коммерции – высокий спрос, который можно удовлетворить за счет правильно выстроенных процессов.

Будущее рынка e-commerce в Казахстане

По прогнозам Global Data, рынок e-commerce в Казахстане в 2026 году достигнет объема в 2,8 трл. тенге. Наибольший объем покупок будет наблюдаться в таких товарных категориях как товары для дома и электроника, одежда и обувь, красота и здоровье, продукты и товары первой необходимости, книги. При этом по доходу на пользователя лидировать будут такие товарные категории как продукты питания, электроника, одежда и обувь, красота и здоровье, игры и хобби.

Основными трендами в электронной коммерции на ближайшие годы станут следующие задачи:

1. Решение инфраструктурных проблем и проблем с доставкой, особенно вне крупных городов, развитие сетей постоматов и пунктов выдачи, решение вопроса с возвратом.

2. Увеличение разнообразия методов оплаты для удобства покупателей, активное внедрение рассрочки и микрокредитования.

3. Укрепление лояльности клиентов, создание различных программ лояльности и вознаграждения.

4. Персонализация, создание индивидуального опыта для покупателя при выборе, оплате и доставке товара или услуги.

Развитие платежных методов в Казахстане

Значительная доля онлайн-покупок по-прежнему оплачивается наличными, около 48%. Но безналичные способы оплаты набирают популярность. Около 21% покупок оплачиваются с банковских счетов через интернет- или мобильный банкинг. 13% платежей осуществляется с карт. В Казахстане на каждого жителя приходится почти 4 карты, которые используются для покупок примерно 10 раз в месяц.

В последние годы активно развивается бесконтактная оплата через Google Pay и Apple Pay, оплата по QR-кодам, оплата через Телеграм, а также оплата с электронных кошельков и даже оплата через Телеграмм.

Основные проблемы электронной коммерции в Казахстане

Проблемы электронной коммерции связаны в основном с тем, что этот рынок еще довольно молод.

• недостаточное доверие пользователей к онлайн-покупкам, в частности, доверие к защищенности электронных платежей;
• отношение потребителей сказывается и на онлайн-платежах, которые по-прежнему конкурируют с наличными. Доверие к платежам будет расти при минимизации мошеннических операций и использовании современных технологий защиты персональных и платежных данных, таких как протокол 3D Secure и стандарты PCI DSS;
• недостаточная развитость логистической инфраструктуры и доставки, в частности курьерской доставки, постоматов и других сервисов получения товара. Необходимость оптимизации логистических цепочек;
• недостаточная клиентоцентричность интернет-магазинов и сайтов. Требуется усиление фокуса на удобстве пользователя и «бесшовности» процессов при выборе и сравнении товаров, а также онлайн оплате;
• высокие ожидания клиентов. Современные пользователи ожидают от онлайн-индустрии стабильных и надежных процессов, высокого качества обслуживания и при этом более низких цен, чем в традиционных магазинах.

Роль Freedom Pay в развитии e-commerce в Казахстане

Разнообразие платежных методов, стабильность приема платежей и высокая конверсия в успешные платежи является важными факторами, влияющими на эффективность онлайн-бизнеса. Freedom Pay предлагает удобную платформу, позволяющую подключать и отключать различные платежные методы, контролировать статус платежей, оформлять возвраты и анализировать динамику продаж. Заключив один договор с Freedom Pay, компания получает инструменты для роста и завоевания новых ниш и рынков.

Топ-3 причины для выбора Freedom Pay в качестве платежного партнера:

• платежный сервис работает с несколькими банками, что позволяет перенаправлять платежи в случае технических проблем в одном из банков. Поэтому платежный сервис обеспечивает более высокую конверсию в успешную покупку, а значит компания получает больший оборот;
• компания может подключать разные платежные методы для разных целевых аудиторий, например, для мелких ежедневных покупок пользуются популярностью платежи с балансов мобильных телефонов, а молодая активная аудитория ценит возможность бесконтактной оплаты со смартфонов;
• компания может выбрать дополнительные способы сделать свой бизнес эффективным, например, принимать регулярные платежи, выставлять индивидуальные счета по почте и в мессенджерах, а также безопасно переводить деньги своим клиентам и сотрудникам.
Особенности электронной коммерции в Казахстане можно резюмировать следующим образом: e-com рынок страны является сейчас одним из самых перспективных в мире в статусе «звезды», согласно матрице BCG. Но для того чтобы построить успешный бизнес на этом рынке, необходимо четко понимать его слабые стороны и выстроить свои процессы и партнерские отношения так, чтобы найти решения, создающие дополнительную ценность для потребителей.