Маркетинговая стратегия – это способ зафиксировать цели бизнеса и описать, как и за счет чего цели можно достичь с помощью инструментов маркетинга. Чтобы маркетинговая стратегия отражала стратегию развития интернет магазина, она должна включать ответы на следующие вопросы:
1. Каково текущее положение компании на рынке? Отвечать на этот вопрос удобно с помощью матрицы SWOT, которая описывает сильные и слабые стороны интернет-магазина, а также внешнее окружение, то есть возможности и угрозы, связанные с внешними факторами – поведением конкурентов, появлением новых игроков, законодательством, общественным мнением и т.д. Важно, чтобы ответы на эти вопросы были сформулированы коллективно, на основе мнений ключевых сотрудников компании. Такой подход дает больше объективности и структурированности.
2. С учетом текущего положение, каковы бизнес-цели интернет-магазина через 1-5 лет? Бизнес-цели могут быть разделены на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Краткосрочные цели чаще всего связаны с операционными показателями: стратегией увеличения продаж и роста дохода. Среднесрочные бизнес-цели связаны с точками роста, которые видятся возможными в текущей ситуации: привлечение новых клиентских сегментов, изменение ассортимента товаров и услуг, изменение географии работы и выход на новые рынки. Долгосрочные цели чаще всего связаны с желаемым видением будущего, которое необходимо сформулировать, чтобы все сотрудники понимали, куда идет бизнес.
3. Маркетинг в интернет магазине чаще всего базируется на краткосрочных и долгосрочных целях, для достижения которых в арсенале маркетинга есть множество инструментов. Для достижения краткосрочных целей необходимо сформировать маркетинговый план на год с поквартальной разбивкой, включив все релевантные способы продвижения интернет магазина. Для достижения среднесрочных целей формулируется стратегия, включающая аналитику рынка, потребителей и прогноз изменения бизнес-показателей интернет-магазина.
Пример маркетинговой стратегии
При выходе интернет-магазина на новый рынок важно, чтобы был составлен маркетинговый план, включающий следующие пункты:
1. Анализ рынка – портрет потенциальных потребителей и их количество, динамика изменения за прошлый период, прогноз на ближайшие несколько лет.
2. Какие проблемы потребителей решают товары и услуги, предлагаемые интернет-магазином?
3. Кто из конкурентов уже работает с целевыми потребителями и как?
4. В чем преимущества предложения интернет-магазина (ценовое преимущество, качество, престиж, уникальность ассортимента)?
5. Маркетинговая стратегия сайта – клиентский путь и юзабилити, процесс выбора товара или услуги, процесс оформления, процесс оплаты и завершения покупки.
6. Процесс доставки товара до потребителя – собственная доставка, партнерство с логистическими компаниями, интеграция с существующие логистические цепочки (почта, пункты выдачи, выдача в магазинах и т.д.).
7. Стратегия бренда – текущий бренд или новый бренд с учетом специфики рынка, создание сообщений бренда, создание рекламы.
8. Методы продвижения интернет магазина – продвижение онлайн, продвижение офлайн, продвижение сайта интернет-магазина.
9. Клиентская поддержка и операционные процессы – расширение существующей системы или построение новой, маркетинговые инструменты поддержки (чаты, email и т.д.).
Особенности продвижения интернет-магазина
Топ 10 методов продвижения вашего интернет-магазина
Почему стоит обратиться за услугами приема онлайн-платежей в Freedom Pay